Утреннее богослужение 25 июля 2020 года

Сегодня в Георгиевском храме божественную литургию совершил настоятель иерей Арсений Семенов.
Троеручица: странная икона
Празд­но­ва­ние в честь чу­до­твор­ной ико­ны «Тро­е­ру­чи­ца» со­вер­ша­ет­ся в июле два­жды – 11-го и 25-го чис­ла (по но­во­му сти­лю). С этим об­ра­зом свя­за­но мно­же­ство пре­да­ний, рас­ска­зы­ва­ю­щих о том, от­ку­да на изо­бра­же­нии Бо­го­ма­те­ри по­яви­лась тре­тья ру­ка, и о том, как ико­на ока­за­лась на Свя­той го­ре Афон. О по­чи­та­нии необыч­ной бо­го­ро­дич­ной ико­ны рас­ска­зы­ва­ет ис­кус­ство­вед Свет­ла­на ЛИПАТОВА.

Усе­чен­ная дес­ни­ца
В ос­но­ве ико­но­гра­фии Бо­го­ма­те­ри Тро­е­ру­чи­цы ле­жит тра­ди­ци­он­ное по­яс­ное изо­бра­же­ние Де­вы Ма­рии в ти­пе Оди­гит­рии. При этом Мла­де­нец Хри­стос пред­став­лен вос­се­да­ю­щим на ее пра­вой ру­ке. Ле­вая же ру­ка Ма­рии под­ня­та к гру­ди в ука­зу­ю­щем на Сы­на же­сте. По­яв­ле­ние в ниж­ней ча­сти ико­ны «тре­тьей» ру­ки, дав­шей на­зва­ние та­ко­го ро­да об­ра­зам, на­хо­ди­ло объ­яс­не­ние в двух пре­да­ни­ях.

Наи­бо­лее по­пуляр­ным бы­ло ска­за­ние, свя­зы­вав­шее ис­то­рию Тро­е­ру­чи­цы с пре­по­доб­ным Иоан­ном Да­мас­ки­ным. В неко­то­рых спис­ках жи­тия свя­то­го по­вест­ву­ет­ся о нена­ви­сти к нему как к за­щит­ни­ку по­чи­та­ния икон ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Льва Ис­ав­ра, при­ка­зы­вав­ше­го уни­что­жать ико­ны и мо­за­и­ки в хра­мах. Чтобы окле­ве­тать Иоан­на пе­ред его гос­по­ди­ном — мо­гу­ще­ствен­ным ха­ли­фом из ди­на­стии Омей­я­дов, Лев Ис­авр со­ста­вил под­дель­ное пись­мо с при­зы­ва­ми к войне. По­лу­чив под­лож­ное по­сла­ние, на­пи­сан­ное по­чер­ком Иоан­на, раз­гне­ван­ный ха­лиф по­ве­лел от­сечь пре­по­доб­но­му пра­вую ру­ку. Свя­той, ис­те­кая кро­вью, стал мо­лить­ся пе­ред ико­ной Бо­го­ма­те­ри об ис­це­ле­нии дес­ни­цы — ру­ки, ко­то­рой бы­ли за­пи­са­ны сло­ва в за­щи­ту пра­во­слав­ной ве­ры и икон. По его мо­лит­ве от­руб­лен­ная ру­ка бы­ла ис­це­ле­на. В па­мять об этом чу­де пре­по­доб­ный Иоанн при­кре­пил к ниж­ней ча­сти ико­ны Бо­го­ма­те­ри изо­бра­же­ние ки­сти пра­вой ру­ки, от­ли­той из се­реб­ра. В этом, по всей ви­ди­мо­сти, про­яви­лась древ­няя тра­ди­ция под­но­ше­ния «во­тив­ных» пред­ме­тов свя­тыне в бла­го­дар­ность об ис­пол­не­нии прось­бы или обе­та (от ла­тин­ско­го votivus — «по­свя­щен­ный бо­гам»). Обет, дан­ный Иоан­ном Да­мас­ки­ным, был про­стым — слу­жить Хри­сту и Бо­го­ро­ди­це, про­слав­ляя их. Свя­ти­тель Ди­мит­рий Ро­стов­ский, опи­сы­вая ра­дость свя­то­го об ис­це­ле­нии ру­ки, вкла­ды­ва­ет в его уста сло­ва, об­ра­щен­ные к Гос­по­ду: «Дес­ная Твоя ру­ка ис­це­ли­ла мою усе­чен­ную дес­ни­цу и со­кру­шит вра­гов, непо­чи­та­ю­щих Тво­е­го и Тво­ей Пре­чи­стой Ма­те­ри об­ра­зы, и уни­что­жит ею для воз­ве­ли­че­ния сла­вы Тво­ей вра­гов, по­пи­ра­ю­щих ико­ны».

Афон­ская игу­ме­нья
Ска­за­ние об ис­це­ле­нии Иоан­на Да­мас­ки­на бы­ло рас­про­стра­не­но на Свя­той го­ре Афон на­ря­ду с дру­гим, бо­лее древним ска­за­ни­ем о чу­де с неким ико­но­пис­цем серб­ско­го мо­на­сты­ря Хи­лан­дар. Ико­но­пи­сец пи­сал ико­ну Бо­го­ма­те­ри и два­жды сти­рал с нее изо­бра­же­ние тре­тьей ру­ки, ко­то­рое са­мо неиз­вест­но ка­ким об­ра­зом про­яв­ля­лась на дос­ке. По­сле это­го во сне ему яви­лась Пре­свя­тая и по­ве­ле­ла оста­вить об­раз без из­ме­не­ний, «чу­до­тво­ре­ния ра­ди, а не по есте­ству». При­ме­ча­тель­но, что в Хи­лан­да­ре дей­стви­тель­но из­дав­на на­хо­дил­ся (и на­хо­дит­ся до сих пор) чу­до­твор­ный об­раз Тро­е­ру­чи­цы, од­на­ко не с изо­бра­жен­ной на иконе ру­кой, а имен­но с се­реб­ря­ной де­та­лью, при­креп­лен­ной к окла­ду. Этот об­раз мно­ги­ми ис­сле­до­ва­те­ля­ми да­ти­ру­ет­ся XIV сто­ле­ти­ем и счи­та­ет­ся при­ве­зен­ным из Сер­бии. Точ­ных ис­то­ри­че­ских све­де­ний об этом не име­ет­ся, но это пред­по­ло­же­ние от­ча­сти со­гла­су­ет­ся с пре­да­ни­ем. Прав­да, ва­ри­ан­ты это­го пре­да­ния сно­ва раз­ли­ча­ют­ся: по од­ной из вер­сий, ико­на ока­за­лась при­вя­зан­ной к спине ос­ла, од­на­жды при­шед­ше­го к во­ро­там мо­на­сты­ря Хи­лан­дар из Сер­бии, где власть за­хва­ти­ли му­суль­мане. Ме­сто­на­хож­де­ние этой ико­ны во Вве­ден­ской церк­ви Хи­лан­дар­ско­го мо­на­сты­ря свя­за­но с еще од­ним чу­дом: во вре­мя спо­ров бра­тии при вы­бо­ре но­во­го игу­ме­на об­раз Тро­е­ру­чи­цы са­мо­сто­я­тель­но пе­ре­ме­стил­ся из ал­та­ря на игу­мен­ское ме­сто, ука­зы­вая, что са­ма Бо­го­ма­терь яв­ля­ет­ся на­сто­я­тель­ни­цей мо­на­сты­ря. Сле­ды по­чи­та­ния Тро­е­ру­чи­цы в сред­не­ве­ко­вых па­мят­ни­ках на тер­ри­то­рии Сер­бии и со­сед­ней Ма­ке­до­нии немно­го­чис­лен­ны. Сре­ди них от­ме­тим уни­каль­ное изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри в рос­пи­си Бе­лой церк­ви се­ла Ка­ран (1340-1342). Здесь Ма­рия пред­став­ле­на в рост, в длин­ной го­лу­бой ту­ни­ке. Пра­вой ру­кой она дер­жит Хри­ста, а дву­мя ле­вы­ми (имен­но так!) об­ра­ща­ет­ся к Нему. Позд­ний спи­сок с хи­лан­дар­ской ико­ны стал глав­ной ре­лик­ви­ей бол­гар­ско­го Тро­ян­ско­го мо­на­сты­ря, при­чем осо­бен­но­стью это­го об­ра­за яв­ля­ет­ся на­ли­чие не од­но­го, а трех се­реб­ря­ных при­ве­сов в фор­ме ру­ки, за­кры­ва­ю­щих изо­бра­же­ния рук Бо­го­ма­те­ри на иконе.

Свя­ты­ня с таб­лич­кой
По­чи­та­ние ико­ны Бо­го­ма­те­ри Тро­е­ру­чи­цы в Рос­сии на­ча­лось до­воль­но позд­но и не сра­зу по­лу­чи­ло ши­ро­кую из­вест­ность. Во вто­рой по­ло­вине XVII ве­ка пат­ри­арх Ни­кон, стре­мясь утвер­дить Рос­сию как центр пра­во­слав­но­го ми­ра, пе­ре­но­сит в Моск­ву мно­гие гре­че­ские свя­ты­ни и ре­лик­вии. Сре­ди них, к при­ме­ру, бы­ла Ивер­ская ико­на, ко­то­рая впо­след­ствии ста­ла од­ной из са­мых чти­мых в Рос­сии. По прось­бе пат­ри­ар­ха из Хи­лан­да­ра до­став­ля­ют­ся и несколь­ко спис­ков Тро­е­ру­чи­цы. Один из них был за­ка­зан для ца­ри­цы Ма­рии Ильи­нич­ны, дру­гой, при­ве­зен­ный в 1661 го­ду, был по­ме­щен Ни­ко­ном в Вос­кре­сен­ский храм Но­во­и­е­ру­са­лим­ско­го мо­на­сты­ря. Из­вест­но, что необыч­ный об­раз Тро­е­ру­чи­цы сму­щал мо­ля­щих­ся. В на­ча­ле XVIII ве­ка ря­дом с ико­ной бы­ла по­ве­ше­на таб­лич­ка с по­дроб­ным объ­яс­не­ни­ем ее про­ис­хож­де­ния. В ней со­об­ща­лось о чу­дес­ном по­яв­ле­нии на иконе тре­тьей ру­ки у Бо­го­ро­ди­цы в ма­стер­ской ико­но­пис­ца и не упо­ми­на­лось о пре­да­нии, свя­зан­ном с име­нем Иоан­на Да­мас­ки­на. По всей ви­ди­мо­сти, в это вре­мя об­раз и спис­ки с него бы­ли рас­про­стра­не­ны в ос­нов­ном в Москве. Од­на из икон Тро­е­ру­чи­цы на­хо­ди­лась в Свя­то-Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре, дру­гая, на­пи­сан­ная в 1718 го­ду мос­ков­ски­ми ма­сте­ра­ми Ар­те­ми­ем Фе­до­ро­вым и Афа­на­си­ем Ива­но­вым, бы­ла пе­ре­не­се­на в Бе­ло­бе­реж­скую пу­стынь Брян­ской об­ла­сти. Бе­ло­бе­реж­ская ико­на Тро­е­ру­чи­цы на про­тя­же­нии XVIII-XIX ве­ков сла­ви­лась чу­до­тво­ре­ни­я­ми, и к ней еже­год­но при­ез­жа­ло несколь­ко ты­сяч па­лом­ни­ков. Тре­тья ру­ка на этой иконе бы­ла пред­став­ле­на не как се­реб­ря­ное до­пол­не­ние, а как еще од­на ре­аль­ная ру­ка Бо­го­ма­те­ри, вы­сту­па­ю­щая из-под ма­фо­рия в ниж­ней ча­сти ико­ны в цен­тре. Та­ко­го же ти­па ико­но­гра­фия за­фик­си­ро­ва­на и на дру­гих ико­нах и гра­вю­рах ХVIII-XIX ве­ков. По всей ви­ди­мо­сти, воз­рас­та­ю­щее рас­про­стра­не­ние этих об­ра­зов вы­зва­ло обес­по­ко­ен­ность Си­но­да, вклю­чив­ше­го Тро­е­ру­чи­цу в спи­сок тех икон, что про­ти­во­ре­чат «есте­ству, ис­то­рии и ис­тине». Раз­ли­чия в ти­пах изо­бра­же­ния тре­тьей ру­ки Бо­го­ма­те­ри опи­ра­лись на раз­ные ис­точ­ни­ки — пре­да­ние об Иоанне Да­мас­кине пред­по­ла­га­ло изо­бра­же­ние от­дель­ной се­реб­ря­ной под­вес­ки или ее ими­та­ции; пре­да­ние об ико­но­пис­це поз­во­ля­ло изо­бра­жать все три ру­ки Бо­го­ма­те­ри со­вер­шен­но оди­на­ко­вы­ми.

Несмот­ря на про­ти­во­ре­чия в раз­роз­нен­ных цер­ков­ных пре­да­ни­ях о воз­ник­но­ве­нии об­ра­за Бо­го­ма­те­ри Тро­е­ру­чи­цы, его даль­ней­шей ис­то­рии и раз­ли­чи­ях в спо­со­бе изо­бра­же­ния «тре­тьей» ру­ки, смысл необыч­ной ико­но­гра­фии рас­кры­ва­ет­ся при об­ра­ще­нии к тек­сту тро­па­ря в честь ико­ны. В нем го­во­рит­ся о том, что дву­мя ру­ка­ми Бо­го­ма­терь дер­жит Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца, а еще од­на ру­ка сим­во­ли­зи­ру­ет по­кров и за­щи­ту, ко­то­рые она да­ру­ет мо­ля­щим­ся: «Об­раз бо Свя­тыя Тро­и­цы яв­ля­е­ши трие ру­це: две­ма убо Сы­на Сво­е­го, Хри­ста Бо­га на­ше­го, но­си­ши, тре­ти­ею от на­па­стей и бед вер­но к Те­бе при­бе­га­ю­щих из­бав­ля­е­ши».

Свет­ла­на Ли­па­то­ва

20200725
20200725
20200725
20200725
20200725
20200725
20200725
20200725
20200725
20200725
20200725
20200725
20200725
20200725
20200725
20200725